
пятница, 15 апреля 2011 г.

Конструктивизм в музыке.
Русский конструктивизм. Музыка 20х годов
Революция 1917 года произвела сильное впечатление на российскую художественную среду. Футуристы, бывшие до революции шумным, но довольно малочисленным крылом дооктябрьской отечественной культуры, после революции в 1920-е годы становятся особенно влиятельны в среде художественной молодежи. Индустриализация как главная хозяйственная задача страны вызывала желание отобразить ее в звуках, создать искусство, созвучное ее масштабу, заявить о высшей ценности новых, невиданных и сулящих большие перемены звуках. Так возник музыкальный «конструктивизм».

Алексей Животов (1904, Казань — 1964, Ленинград) — советский композитор. Учился в Ленинградской консерватории у М. Чернова и В. Щербачева (1924-30). В 1926-30 преподавал музыкально-теоретические предметы и инструментовку. Как композитор дебютировал Сюитой для большого оркестра (1928) и Фрагментами для нонета (1929). Эти сочинения отмечены поиском нового музыкального языка и новых форм. Значительный успех имел его вокально-симфонический цикл Запад (1932). Знаток оркестра, его выразительных возможностей, Животов позднее большое внимание уделял вокальной лирике. Композитор принимал активное участие в музыкальной жизни Ленинграда (в 1961-64 председатель Ленинградского отделения Музфонда).
Половинкин, Леонид Алексеевич (13.8.1894, Курган, — 8.2.1949, Москва). Русский советский композитор. Учился в Московской консерватории у Василенко, Катуара, Мясковского (1914—24). В 1920-х входил в Ассоциацию современной музыки и был одним из лидеров раннего советского «урбанистического» модернизма; характерны его фортепианные «Происшествия» (7 пьес, 1920—25) и фокстрот «Электрификат» (1925), оркестровые «Телескопы» (4 пьесы, 1926—30). Позднее освоил более простой стиль (9 симфоний, 1930—44). С 1926 заведовал музыкальной частью Московского театра для детей; сочинил музыку к ряду детских спектаклей и фильмов.
Дешевов, Владимир Михайлович (1889, Санкт-Петербург — 1955, Ленинград). Русский советский композитор. В 1908-14 учился в Санкт-Петербургской консерватории у Лядова, Штейнберга и др. Автор одного из первых советских балетов «Красный вихрь» (1924), а также оперы «Лед и сталь» на сюжет о событиях Кронштадтского восстания (1930). В музыкальном языке оперы проявилось влияние урбанизма Э. Кшенека, С. Прокофьева, композиторов французской Шестерки. В 1926 написал фортепианную пьесу «Рельсы» — одно из первых в советской музыке воплощений индустриальной, «машинной» романтики. Впоследствии работал главным образом в области прикладной музыки.
Импрессионизм.
Музыкальный импрессионизм (фр. impressi
onnisme, от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века, прежде всего в творчестве Эрика Сати, Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

Точкой отсчёта «имп
рессионизма» в музыке можно считать 1886-1887 год, когда в Париже были опублик
ованы первые импрессионистичес
кие опусы Эрика Сати («Сильвия», «Ангелы» и «Три сарабанды») — и как следствие, пять лет спустя, получившие резонанс в профессиональной среде первые произведения Клода Дебюсси в новом стиле (прежде всего, «Послеполуденный отдых фавна»).
Музыкальный импрессионизм в качестве предшественника имеет прежде всего импрессионизм во французской живописи. У них не только общие корни, но и причинно-следственные отношения. И главный импрессионист в музыке, Клод Дебюсси, и особенно, Эрик Сати, его друг и предшественник на этом пути, и принявший от Дебюсси эстафету лидерства Морис Равель, искали и находили не только аналогии, но и выразительные средства в творчестве Клода Моне, Поля Сезанна, Пюви де Шаванна и Анри де Тулуз-Лотрека.
Связь импрессионизма в музыке и в живописи значительна – первый возник на основе своего предшественника. И общие у них не только корни, но и причинно-следственные отношения. Клод Дебюсси, Эрик Сати и Морис Равель искали и находили аналогии и выразительные средства в творчестве Моне, Сезанна, Шаванна и Тулуз-Лотрека. Конечно, средства живописи, основанные на визуальном восприятии, и базирующееся на слухе
музыкальное искусство в большей степени связываются исключительно благодаря ассоциативным параллелям, возникающим у каждого индивидуально.
Так как импрессионизм во многом воспринимался как очень личностное творчество, для музыкального его проявления характерны камерные произведения, а не монументальные опусы. Различные ноктюрны или этюды-зарисовки для одного инструмента намного более характерны для этого периода, чем оркестровые произведения. В области симфонической и фортепианной музыки наиболее популярными музыкальными жанрами стали программные миниатюры и сюитные циклы. При этом инструментовка характеризуется уменьшением размеров классического оркестра и более тщательным разделением его на группы с однородными партиями не
только солирующих, но и заполняющих инструментов.
На протяжении всей истории искусство и музыка развились друг параллельно с другом. Импрессионистское движение не исключение. Импрессионизм в искусстве начался во Франции около конца 19-ого столетия. Импрессионистские живописцы не стремились показать действительность в классическом смысле прекрасного изображения; вместо этого, они подчеркивали свет и цвет, чтобы произвести полное "впечатление" их предметов.

Точно таким же образом импрессионизм в музыке стремится создавать описательные впечатления, не обязательно рисовать яркие картины. Музыка не создается, чтобы явно описать что-либо, а скорее создать настроение или атмосферу. Это сделано через почти каждый аспект музыки: мелодия, гармония, цвет, ритм, и форма. Мелодии имеют тенденцию быть короткими в природе, а наоборот часто повторяемыми в различных контекстах, чтобы дать различные нюансы. Использование (или неправильное употребление, как некоторые критики могли бы сказать) гармонии было главной частью импрессионизма. Импрессионисты не использовали аккорды традиционным способом.
Для почти всей истории Западной музыки аккорды использовались, чтобы построить и уменьшить напряженность, таким образом давая музыке умение ориентироваться. Хорошим примером, чтобы использовать это является известная Соната Моцарта в A, K 331. Вы можете отчетливо слышать гармонии, постоянно приводящие музыку вперед, пока это наконец не достигает резолюции в заключительной ноте.
пятница, 28 января 2011 г.
Музыка эпохи романтизма.
В России отдали дань романтизму едва ли не все великие мастера русской классической музыки. Велика роль романтического мироощущения в произведениях основоположника русской музыкальной классики М. И. Глинки, особенно в его опере «Руслан и Людмила».
Музыка эпохи Классицизма.
Классицизм - стиль и направление в искусстве XVII - начала XIX вв. Слово это произошло от латинского classicus - образцовый. В основе классицизма лежало убеждение в разумности бытия, в том, что человеческая натура гармонична. Свой идеал классики видели в античном искусстве, которое считали высшей формой совершенства.
К этому времени относятся становление и утверждение национальной школы - в Австрии. Новая школа получила название "венской классической". Величайшими представителями этой школы стали Гайдн, Моцарт и Бетховен. Их творчество явилось высшей стадией развития классицизма. Главным их завоеванием стали также жанры, как сонаты и симфонии.
Любой грамотный человек должен понимать различие между двумя понятиями: классика и классицизм. Под классикой мы подразумеваем образцовые, совершённые произведения искусства. Музыкальной классикой являются сочинения великих композиторов.
В отличии от искусства прошлого, для которого судьба Иисуса всегда была путеводной нитью, искусство нового века посвятило себя жизни обыкновенного человека - его повседневному труду, его удачам и надеждам. Герой - современник стал интересен поэтам, художникам, музыкантам не только когда он молился, предавался глубоким размышлениям или совершал великие подвиги, но и тогда, когда он балагурил с друзьями, пытался разбогатеть или ухаживал за девушками. Трагическое и комическое, легкомысленное и серьёзное в искусстве нового века было идеально уравновешено.
Новый век выдвинул новый идеал - им стал Фигаро, "севильский цирюльник". Этот парикмахер, хитрец и пройдоха, всегда знал, как одурачить господина и добиться своего, и не позволял никому, даже вельможному графу, унижать своё достоинство. Но не только деятель и практик Фигаро занимает мыслящую публику 18 века; на роль идеала претендует и доктор Фауст- учёный, философ, который в поисках истины продал душу дьяволу - Мефистофелю. Фауст понял, что нет ничего прекраснее, чем труд, результаты которого останутся будущим поколениям, и нет такой жертвы, которую нельзя было бы принести ради общего блага. "Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!" - эти слова Фауста повторили бы многие его современники.
Фауст и Фигаро прекрасно соответствовали времени, поскольку в этих персонажах люди видели символ неразрывности мысли и действия: чтобы добиться успеха, оба они старались понять, зачем действовать, какие цели ставить перед собой, и, наконец, составив продуманный план, приступали к исполнению. Людям эпохи классицизма хотелось узнать, по каким законам живёт природа, общество, каждый человек, и, вооружившись знанием, сделать жизнь достойной и счастливой. Благодаря беспредельной вере в возможности человеческого разума и силу знания 18 век стали называть веком Разума или веком Просвещения.
Человек 18 века считал, что разум, на который он привык полагаться, надёжнее веры, которой руководствовались в своей жизни его отцы, деды, прадеды. Поэтому герой века Просвещения не слишком доверял прошлому. Он не любил оглядываться назад и во всём, в том числе и в искусстве, предпочитал новое 6 то, что создано сегодня, казалось ему более совершённым, чем рождённое вчера.
Молодому поколению творчество Баха и Генделя казалось тяжеловесным и преувеличенно серьёзным. Начиная с 30-х годов нового столетия творческая практика уходила всё дальше от барочного стиля, чей расцвет остался в 17 веке.
Всякий оптимист и деятель стремится к тому, что приумножает радость и влечёт к активности - отсюда и музыка 18 века откровенно тяготеет к быстрым темпам, их итальянские обозначения allegro(весело) и vivace (живо) - очень точно выражают господствующий ритм эпохи, её неуклонное движение вперёд. Как и сам человек 18 века, музыка классицизма явно предпочитает радоваться и веселиться, а не грустить и предаваться меланхолии. Поэтому мажорные произведения появляются гораздо чаще минорных.
Идеалы красоты тоже должны были подчиняться законам разума. "Красота - это со размеренность",- говорили древние греки, и под этим изречением подписался бы всякий художник 18 века. И если искусство Древнеё Греции зените славы Афин в 5 веке до нашей эры называли классическим, то по аналогии, по сходству идеалов и убеждений классическим называли и 18 век, а культуру 18 века - культурой классицизма.
Человек 18 века не любил проникать в детали, находить индивидуальное и неповторимое в каждом предмете и природном создании.
Разум царит и в искусстве. Желая подчеркнуть высокое назначение искусства, его общественную и гражданскую роль, французский философ-просветитель Дени Дидро писал: "Каждое произведение ваяния или живописи должно выражать собой какое-либо великое правило жизни, должно поучать".
Театр одновременно был учебником жизни, и самой жизнью. Кроме того, в театре действие в высшей степени упорядочено, размеренно; оно разделено на акты и сцены, те, в свою очередь, расчленена на отдельные реплики персонажей, создавая столь дорогой 18 веку идеал искусства, где всё находится на своём месте и подчинено логическим законам.
Музыка классицизма чрезвычайно театральна, она как будто копирует искусство театра, подражает ему. Мелодии композиторов 18 века даже в музыке, предназначенной для инструментов, напоминают человеческую роль, интонации и жесты актёров, играющих различные роли. Иногда эти мелодии похожи на оперные арии, которые исполняют на сцене актёры-певцы. Разделение классической сонаты и симфонии на крупные разделы - части, в каждой из которых происходит много Музыкальных "событий", подобно делению спектакля на действия и сцены. В музыке классического века часто подразумевается сюжет, некое действие, которое развёртывается перед слушателями так же, как действие театральное развёртывается перед зрителями. Слушателю только остаётся включить воображение и узнать в "музыкальной одежде" персонажей классической комедии или трагедии.
Искусство театра помогает объяснить и большие перемены в исполнении музыки, которые совершились в 18 веке. Раньше, столетие назад, главным местом, где звучала музыка, был храм: в нём человек находился внизу, в огромном пространстве, где музыка как будто помогала ему взглянуть ввысь и посвятить свои мысли Богу. Теперь, в 18 веке, музыка звучит в аристократическом салоне, в бальном зале дворянской усадьбы или на городской площади: отныне музыканты располагаются непосредственно или несколько в отдалении, как актёры на сцене. Слушатель века Просвещения как будто обращается с музыкой "на ты2" и не испытывает больше восторг и робость, которые она ему внушала, когда она звучала в храме.
В музыке 18 века уже нет мощного, торжественного звука органа, уменьшилась роль хора. Музыка классического стиля звучит легко, в ней гораздо меньше звуков, как будто она "меньше весит", чем грузная, многослойная музыка прошлого. Звучание органа и хора сменилось звучанием симфонического оркестра; возвышенные арии уступили место музыке лёгкой, ритмичной и танцевальной.